Донецкие психотерапевты развеяли мифы о своей профессии

28 сентября в Медико-Психологическом Центре г. Донецка состоялась пресс-конференция с участием ведущих специалистов психотерапии и медицинской психологии, приуроченная ко Всемирному Дню психического здоровья, который отмечается по инициативе ВОЗ с 1992 года.

В ходе пресс-конференции была затронута проблема стигматизации (чувства клейма, вины), мешающая людям обращаться за специализированной помощью и вынуждающая их оставаться наедине с собственными нерешенными проблемами. Специалисты Центра развеяли основные мифы о психиатрии, психотерапии и психологии.

Значительный интерес журналистов был проявлен к теме “Церковь и психотерапия”. На вопросы о том, есть ли что-то общее между церковной исповедью и психотерапией и каковы причины психических заболеваний, протоиерей Александр Пушкарук, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери с. Первомайское, ответил: “Нельзя сравнивать исповедь и психотерапию. Это разные вещи. Исповедь является обязательной частью жизни христианина. В то время как психотерапия – это возможность, которую человек может для себя выбрать. Исповедь – это Таинство, которое имеет отношение к духовной жизни человека. Исповедь сопряжена с моральной оценкой мыслей и поступков исповедующегося. В то время как психотерапия имеет отношение к эмоциональной или душевной сфере и не имеет своей целью оценивать или рассматривать человека с точки зрения морали. Исповедуясь, он обращается не к священнику, а к Богу”.

На вопрос журналистов: “В чем заключается роль психотерапевта?” отец Александр ответил: “Считается, что верующий, готовясь к Таинству покаяния, уже сам себя трезво оценил, раскаялся в некоторых поступках и пришел их исповедовать. А что если человек заблуждается на свой счет, не понимает себя? Показать человеку самого себя со стороны, разобрать эти скрытые смыслы и побуждения во время Литургии, за исповедью, часто просто нет времени. Вот в этом и будет играть важную роль психотерапевт. Психотерапевт помогает человеку разобраться в самом себе, создает условия или особое пространство, в котором недугующий сможет искать и находить оптимальные решения своих психологических проблем”.

Многих из присутствовавших интересовал вопрос: “Может ли верующий получать лечение гипнозом?” В качестве иллюстрации психиатры предложили следующий образ. Гипноз – это как вспаханное поле на границе: не известно, кто его перейдет – это могут быть следы самого пограничника или нарушителя границы. Гипноз в руках врача, направленный на улучшение состояния здоровья пациента, может использоваться, все остальные – гипноз применять не могут.

Отец Александр отметил, что “Гипноз – как нож, которым можно как операцию провести, так и зарезать человека. Очень важно, кто и зачем его применяет”.

На вопрос журналист: “Может ли верующий получать лечение у психотерапевта?” отец Александр ответил: “Недомогая или получив травму, мы все равно идем к врачу. И если об исцелении некоторых болезней мы молим Господа и святых угодников, то, например, при острых зубных болях мы не поедем в паломничество в Лаврские пещеры, а сразу к участковому стоматологу. Так и с психотерапией”.

В ответ на замечание одного из журналистов, что “современные священники все равно испытывают недоверие к психотерапевтам”, главный психотерапевт Донецкой области, директор Донецкой областной психоневрологической больницы – медико-психологического центра, доктор медицинских наук, профессор Михаил Павлович Беро, отметил, что “по мере того, как все больше людей, получивших психологическую и психотерапевтическую поддержку, станут верными сынами Православной Церкви, все меньше недоверия будет к деятельности специалистов”.

Отец Александр особо подчеркнул значимость работы православной общины при больничном храме во имя святых врачей-бессребреников Космы и Дамиана, расположенном на территории Донецкого медико-психологического центра. “К какой бы школе не принадлежал психотерапевт, независимо от того, насколько он удален от Бога или приближен к Нему, я убежден, что в его профессиональной жизни наступает момент, когда, соучаствуя в страдании другого, специалист понимает, что становится сопричастным к чему-то большему, чем он сам”, – поделился своим наблюдением профессор Михаил Беро.

По материалам сайта Донбасс Православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *